План и профиль пути
Проектирование плана и профиля пути учитывает перестройку существующего пути, если таковой имеется. Расстояние между осями существующего и проектируемого пути определяется в соответствии с требованиями безопасности движения поездов и безопасности во время строительства.
Радиусы кривых в плане определяются в зависимости от планируемых скоростей пассажирских и грузовых поездов, а также радиусов кривых существующего пути.
Земляное полотно
Ширина земляного полотна на прямых участках пути определяется исходя из расположения верхнего строения пути и необходимого размера обочин. На кривых участках пути основная площадка уширяется в зависимости от радиуса кривой.
Проектирование отсыпки (присыпки, досыпки) земляного полотна и контрбанкетов выполняется с учетом выбора грунтов отсыпки, которые должны удовлетворять требованиям дренирующих характеристик, отсутствия пучинистости и других факторов.
В случае необходимости, проектирование участков пути с определенными специфическими условиями выполняется индивидуально. Эти условия могут включать следующее:
- сооружение насыпей высотой более 12 м из раздробленных скальных грунтов, крупнообломочных грунтов, песков и глинистых грунтов твердых и полутвердых консистенций, а также насыпей высотой более 6 м из глинистых грунтов тугопластичных, а также из крупнообломочных грунтов с глинистым тугопластичным заполнителем.
- устройство выемки при высоте откосов более 12 м.
- сооружение земляного полотна при строительстве дополнительных путей, соединяемых с существующим земляным полотном на участках, где наблюдаются или наблюдались деформации эксплуатируемого железнодорожного пути; включение элементов теплоизоляционных материалов в конструкцию земляного полотна, сооружение земляного полотна в районах с сейсмичностью 7 баллов и выше в соответствии с СП 14.13330.
- проектирование участков, где есть неустойчивое или деформирующееся земляное полотно (сплывы).
- И другие специфические условия, требующие индивидуального проектирования.
При обнаружении пучинистости грунтов, принимаются меры по предотвращению деформаций. Для оценки возможных деформаций, проводится проверка устойчивости земляного полотна, где осуществляется расчет устойчивости насыпей.
При необходимости, также укладывается защитный слой подбалластного покрытия с его армированием и установкой теплоизоляционного покрытия, толщина которого определяется расчетом.
Верхнее строение пути
При проектировании пути в соответствии с требованиями заказчика, техническими условиями и заданием на проектирование, а также с учетом нормативной документации, необходимо учесть несколько факторов.
Определяется тип пути (бесстыковой или стыковой), тип рельсов и шпал, а также выбирается подходящая толщина слоя балластной призмы.
В случае необходимости, специалисты ООО "Новтранспроект" выполняют дополнительные мероприятия, такие как защита от снежных заносов и животных.
Конструкция земляного полотна и верхнего строения пути должна учитывать сейсмичность района проектирования. Также необходимо выполнить расчет на потерю устойчивости откоса насыпи.
При проектировании железнодорожных путей также учитывается расчетный уровень высоких вод. В местах, где земляное полотно подвержено влиянию воды, планируется устройство защитной бермы. Для защиты всей территории проектируемого участка от паводковых вод и подтопления, предусматривается устройство поверхностного стока с использованием канав, железобетонных лотков и других водоотводных устройств.