Устройства и системы СЦБ различают:
- станционные – электрические централизации (ЭЦ);
- перегонные – системы интервального регулирования движения поездов (СИРДП);
- переездные – автоматические переездные сигнализации (АПС);
- дополнительные (КТСМ, КГУ, УКСПС и пр.).
Специалистами ООО «Новтранспроект» выполняются все вышеперечисленные виды работ по проектированию устройств СЦБ.
Электрические централизации станций применяются повсеместно, так как для обеспечения заданной перерабатывающей способности (грузооборота) станции в современных условиях недостаточно ручного перевода стрелок. Нормативное время приготовления маршрута поезду при ручных стрелках составляет 15-45 минут, условия безопасности движения поездов так же контролируются вручную сотрудниками службы движения. Внедрение ЭЦ позволяет снизить нормативное время приготовления маршрута до 6-9 секунд и одновременно радикально повысить уровень безопасности движения поездов за счет автоматического контроля условий безопасности и блокировки ошибочных действий персонала.
Электрические централизации конструктивно подразделяются на
- релейные,
- релейно-процессорные
- микропроцессорные.
Каждый из трех типов имеет свои сильные и слабые стороны, поэтому решение о применение конкретных комплексов ЭЦ специалистами ООО «Новтранспроект» принимается в зависимости от требования заказчика, существующего положения, а также характеристик и условий оснащаемой железнодорожной линии.
Системами интервального регулирования движения поездов оснащаются перегоны между централизованными станциями. Применение даже простейших средств регулирования на перегоне (полуавтоматической блокировки) позволяет автоматически контролировать свободность перегона, тем самым уменьшая межпоездной интервал. А применение полноразмерных технических средств регулирования, таких как трехзначная автоблокировка, позволяет добиваться уменьшения значений межпоездных интервалов до 5 минут и увеличения грузооборота линии вплоть до очень высокого уровня (например уровня грузооборота Транссибирской магистрали).
Автоматические переездные сигнализации решают задачу регулирования движений поездов и автотранспорта на железнодорожных переездах. Конструкция и принцип работы АПС зависит от конфигурации и категории переезда (количества пропускаемых поездов и автомобилей за единицу времени). В большинстве случаев оборудование АПС для вновь открываемых является обязательным.
При проектировании устройств СЦБ учитывается необходимое техническое оснащение, которое зависит от заданного значения грузооборота (целевого и перспективного), требования нормативно-технической документации по безопасности движения поездов, конфигурация путевого развития, назначение железнодорожных путей, а также множества дополнительных условий, начиная с электрического сопротивления грунтов промплощадки, и вплоть до категории молниеопасности местности. Имеет большое значение организация управления перевозками: местным дежурным по станции или же дежурным по соседней станции (или напрямую поездным диспетчером).
ООО «Новтранспроект» располагает необходимыми специалистами для проектирования устройств СЦБ любой сложности, обладает опытом проектирования различных комплексов СЦБ: начиная от релейных централизаций малых станций и заканчивая микропроцессорными централизациями крупных грузовых станций с несколькими терминалами погрузки продукции. Специалистами организации разрабатывались не только проекты новейших современных комплексов СЦБ, но также выполнялись работы по модернизации действующих электрических централизаций.
При выполнении проектных работ специалисты организации регулярно взаимодействуют со структурами ОАО «РЖД» и других организаций-заказчиков, оперативно решают вопросы по согласованию документации, при необходимости устройства СЦБ на железнодорожных путях общего и необщего пользования также модернизируются в необходимых объемах и в соответствии с выданными техническими условиями и другими требованиями и пожеланиями заказчиков.