Специалисты ООО «Новтранспроект» выполняют проектирование трамвайных путей, а также их обустройства.
Целесообразность строительства трамвайных линий определяется на основании выполненных предпроектных проработок и разработанной градостроительной документации. Пропускная и провозная способности трамвайных линий определяется по участку, наиболее загруженному в максимум нагрузки в соответствии с техническим заданием. Наименьший допустимый интервал во времени между поездами трамвая надлежит определять расчетом.
Пассажирские трамвайные линии следует проектировать двухпутными. Однопутные участки трамвайных путей допускается предусматривать в местах, где исключено одновременное встречное движение поездов трамвая.
В зависимости от местных условий трамвайные пути следует предусматривать:
- на самостоятельном полотне,
- в профиле улично-дорожной сети на обособленном полотне,
- в профиле улично-дорожной сети на совмещенном полотне.
При расположении трамвайной линии на совмещенном полотне следует предусматривать мероприятия по организации дорожного движения, препятствующие созданию заторов, парковке автомобильных транспортных средств на трамвайных путях и т.д.
При проектировании пешеходных пересечений предусматриваются мероприятия, обеспечивающие безопасные условия для пешеходов.
Также при проектировании трамвайных линий необходимо обеспечить соблюдение норм по допустимому уровню шума, вибрации, защите от коррозии, либо в проекте предусмотреть выполнение соответствующих мероприятий.
В проекте отдельным комплектом выделяются работы, выполняемые после обкатки трамвайного пути и дорожного покрытия в течение года.
Габариты трамвайных путей. Расстояние между осями смежных путей на прямых участках должно обеспечивать необходимые зазоры безопасности. Расстояние между осями смежных трамвайных путей в соответствии с СП 98.13330.2018 (при боковом расположении опор контактной сети) и другими нормами.
При установке опор контактной сети в междупутье : между осями смежных трамвайных путей на кривых участках пути необходимо увеличивать на сумму свеса вагона с внутренней стороны кривой и выноса вагона с наружной стороны кривой.
Пересечения трамвайных путей с линиями электропередач и связи, газопроводами, водопроводами и другими наземными или подземными коммуникациями и сооружениями проектируются с соблюдением требований соответствующих нормативных документов по проектированию этих сооружений.
План и продольный профиль. Кривые участки пути в плане следует проектировать возможно больших радиусов, но не более 2000 м. Наименьшие величины радиусов кривых в плане принимаются в соответствии с СП 98.13330.2018. Величина продольного уклона путей трамвая на прямых участках не должна превышать нормативных значений.
Пересечения и примыкания. Пересечения трамвайных линий с городскими дорогами, улицами, пешеходными потоками предусматриваются одноуровневыми в зоне остановочных пунктов.
Решение о строительстве пересечения автодороги и трамвайной линии в разных уровнях должно быть обосновано с учетом социально- экономического эффекта. При этом необходимо рассматривать варианты заглубления либо поднятия над уровнем земли как трамвайной линии, так и пересекаемой проезжей части.
Пересечения трамвайных путей с электрифицированными подъездными путями допускается только в случае, если система и оборудования электрификации подъездного пути в зоне пересечения полностью соответствует требованиям СП 98.13330.2018.
Число и местоположение остановочных пунктов проектируемых трамвайных линий определяется с учетом требований нормативов качества транспортного обслуживания по расстоянию пешеходной доступности остановочных пунктов как от различных категорий зданий, так и для различных категорий населения, в том числе с ограниченными возможностями передвижения.
Земляное полотно и водоотвод. Земляное полотно трамвайных путей специалисты ООО «Новтранспроект» проектируют с учетом климатических условий и геологических изысканий данного района:
- в виде котлована для путей с заглубленным балластным слоем в одном уровне с проезжей частью;
- в виде насыпей и выемок для путей, расположенных на самостоятельном полотне с открытым балластным слоем.
- ширину котлована земляного полотна, ширину трамвайной линии на прямых участках перегонов в каждом конкретном случае принимаются в соответствии с требованиями СП98.13330.2018 и других нормативных документов.
Отвод воды из основания пути при не дренирующих грунтах предусматривается путевыми дренажами мелкого заложения, соблюдая нормативные значения продольных и поперечных уклонов. Выпуск воды из дренажных колодцев в городскую ливневую канализацию выполняется в соответствии с техническими условиями соответствующих служб по благоустройству.
Верхнее строение пути. Конструкция верхнего строения пути, включая технологические решения, зачастую утверждается в задании на проектирование и должна удовлетворять требованиям надежного движения трамвайных вагонов. Все элементы конструкции верха пути должны обеспечивать:
– безопасное передвижение трамвайных вагонов с установленной на данном участке скоростью;
– стабильность размеров рельсовой колеи и пути в целом;
– соответствие верхнего строения путей расчетной нагрузке и расчетной скорости.
При назначении конструкции и ее элементов следует учитывать:
-Назначение трамвайных путей;
-Интенсивность и скорость движения трамвайных поездов (вагонов);
-Типы покрытия проезжей части улиц;
-Требования благоустройства;
-Гидрологические условия;
-План и продольный профиль пути;
-Наличие местных строительных материалов;
-Защиту подземных сооружений от коррозии и старения.
Тип рельсов в трамвайных путях применяются следующих видов:
– трамвайные желобчатые;
– железнодорожные (безжелобчатые).
Для балластных конструкций верхнего строения пути применяются железобетонные шпалы, допускается при соответствующем обосновании применение деревянных шпал. Число шпал на 1 км пути принимать в соответствии с указаниями СП 98.13330.2018.
В качестве балласта применяются щебень из естественного камня, щебень из валунов и гальки, гравий карьерный, песок.
Обустройство пути. Обустройство трамвайных путей необходимо проектировать в строгом соответствии с СП 42.13330.2016.
Вдоль обособленных путей трамвая на самостоятельном полотне следует предусматривать ограждения для исключения перехода путей пешеходами в непредусмотренных для этого местах. Проектом определяется тип и конструкция ограждения.
Трамвайные пути в пределах застроенной территории должны быть освещены в соответствии с нормами освещенности по СП 52.13330.2016.
Сигнализация, централизация, блокировка и связь. Трамвайное движение представляет собой транспорт повышенной опасности, поэтому должны быть предусмотрены меры по предупреждению аварийных ситуаций.
Специалистами ООО «Новтранспроект» разрабатывается раздел по организации дорожного движения, отражающая регулирование и обеспечение безопасности, который включает в себя:
– светофорные объекты,
– знаки ограничения скорости,
– сигнальные устройства,
– системы интервального регулирования движения поездов,
– автоматическую блокировку стрелочных переводов.
Также проектом также должны быть предусмотрены следующие виды связи:
– телефонная связь диспетчера по движению,
– телефонная связь электродиспетчера,
– телефонная перегонная связь,
– беспроводная связь диспетчера с передвижными восстановительными бригадами,
– беспроводная связь диспетчера с центральным диспетчером.
Проектирование новых и реконструирование существующих трамвайных линий, как объектов особой сложности и безопасной работы по перевозке пассажиров, требует строгого соблюдения норм СП 98.13330.2018.